Доклад по лесному надзору за 2017 год

Результаты правоприменительной практики Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) за 2017 год по осуществлению федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах

 

В соответствии с приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности», публичные обсуждения результатов надзорной деятельности контрольных органов проводятся в обязательном порядке.

Департамент по лесным отношениям РС(Я) проводит настоящие публичные обсуждения согласно утвержденному плану-графику публичных обсуждений результатов правоприменительной практики по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах. 

- Департамент по лесным отношениям РС(Я) в рамках переданных полномочий Российской Федерации осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях лесного фонда на территории Республики Саха (Якутия).

- Основная задача лесной охраны - предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований лесного законодательства.

- Федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирований и плановых (рейдовых) осмотров) в лесах.

- Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления лесными инспекторами лесного надзора являются Лесной кодекс РФ, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. №394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. №476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (в части регулирования федерального государственного пожарного надзора в лесах), приказ Минприроды России от 12.04.2016 №233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)».

- В Республике Саха (Якутия) федеральный государственный лесной надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется должностными лицами (лесными инспекторами) отдела федерального лесного надзора в лесах и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям РС(Я) и 25-и государственных казенных учреждений РС(Я) – лесничеств. 

Перечень должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, утвержден приказом Департамента по лесным отношениям РС(Я) №157 от 20.06.2013.

В отделе лесного надзора Департамента по лесным отношениям РС(Я) работают 5 лесных инспекторов на должностях государственной гражданской службы РС(Я) – ведущего специалиста, главного специалиста, руководителя отдела. Также функции государственного лесного надзора осуществляют руководитель Департамента и его первый заместитель. 

В лесничествах в настоящее время лесной надзор фактически осуществляют 328 работников, замещающие должности лесничего (руководителя лесничества), заместителя лесничего, инженера по лесопользованию, охране и защите леса 1 и 2 категорий (помощника лесничего), участкового лесничего и мастера леса. Согласно штатному расписанию предусмотрено 349 единиц должностей лиц, осуществляющих лесную охрану. В 2018 году планируется предусмотреть дополнительно 22 штата должностей инженеров охраны и защиты леса. Так, общая численность лесных инспекторов по республике будет доведена до 371. 

По нормативам патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21 января 2014 года №21, штатная численность государственных лесных инспекторов по Республике Саха (Якутия) требует увеличения до 635 единиц с учетом нормы на одного государственного лесного инспектора 400 тыс. га надзорной территории и общей площади лесного фонда республики равной 254 млн. га.

В настоящее время на каждого лесного инспектора республики приходится порядка 715 тыс. га надзорной территории, что говорит о необеспеченности республики необходимой численностью лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор.

 

- Плановые и внеплановые проверки, мероприятия по контролю в лесах (патрульно-рейдовые мероприятия), профилактические мероприятия.

По состоянию на декабрь 2017 года общее количество проведенных проверок в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», составило – 247 (за 2016 год – 328), из них плановых – 31 (за 2016 год - 23), внеплановых – 216 (за 2016 год – 305).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января 2016 года по 2018 год плановые проверки не проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся лесопользователями, и отнесенных к субъектам малого предпринимательства.

Согласно плану проверок, утвержденному приказом Департамента по лесным отношениям РС(Я) от 08.12.2016, проведено плановых проверок всего - 31.

Осуществлена проверка деятельности таких организаций как ПАО «РАО Энергетические системы Востока», ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания», ПАО «Мегафон», ПАО «Якутскэнерго», АО «Железные дороги Якутии», АО «Поиск Золото», АО «Краснодаргазстрой» и другие.

Из проведенных 216 внеплановых проверок 25 приходятся на субъекты малого и среднего предпринимательства, что составляет 11,57 % от общего количества внеплановых проверок.

По настоящее время 2017 года всего проведено 2 301 патрульно-рейдовых мероприятий (за 2016 год – 1 448), из них количество совместных патрульно-рейдовых мероприятий составляет 604 (за 2016 год – 393).

Всего выявлено 581 нарушений лесного законодательства  (за 2016 год – 520). 

Всего выдано 67 предписаний об устранении нарушений (за 2016 год – 96), из них 32 исполнены в срок (за 2016 год – 54), срок исполнения не наступил - 32 (за 2016 год – 34), не исполнено - 3 (за 2016 год – 8).

Всего выдано 128 требований об устранении выявленных нарушений лесного законодательства (за 2016 год – 99).

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований лесными инспекторами выдано 13 предостережений о недопустимости нарушений лесного законодательства. 

Проводится разъяснительная работа о соблюдении требований лесного законодательства в районных и республиканских СМИ, с начало 2017 года выступлений на ТВ и Радио – 480, статьей в газетах – 160, проводятся беседы с гражданами и лесопользователями, так работниками лесничеств, проведено бесед организациям, школам и гражданам – 34 048, на сайте Департамента опубликованы материалы профилактического содержания, а также перечень и тексты нормативных актов, содержащие  обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного лесного надзора.  

 

Меры по привлечению к административной ответственности.

Всего Департаментом и лесничествами по настоящее время  2017 года составлено 460 (за 2016 год - 545) административных протоколов из них: 

- за нарушение правил использования лесов – 128 (за 2016 год – 154);

- за нарушение правил пожарной безопасности в лесах – 219 (за 2016 год – 196);

- за нарушение правил санитарной безопасности в лесах – 14 (за 2016 год – 14);

- за незаконную рубку лесных насаждений – 53 (за 2016 год – 109); 

- за самовольное занятие лесных участков – 20 (за 2016 года – 28);

- на прочие нарушения приходится – 26 (за 2016 год – 44). 

Остаток, находившихся в производстве на 01.01.2017, составлял 33 протокола.

Количество материалов об административных правонарушениях, полученных из других органов, в 2017 году составило 42, из них 40 – материалов поступили из органов прокуратуры. 

В 2017 году Департаментом всего рассмотрено 504 административных протоколов (за 2016 год – 570).

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях на отчетный период наложены административные штрафы на общую сумму 5 992,4 тыс. руб. (за 2016 год – 7 771,1 тыс. руб.). 

За отчетный период уплачено административных штрафов на сумму 3 183,5 тыс. руб., что составляет 53,12%  от общей суммы наложенных штрафов (за 2016 год – 2 965,3 –  тыс. руб. или 38,5% от общей суммы наложенных штрафов). 

В органы службы судебных приставов передано 59 постановлений о наложении административных штрафов для принудительного взыскания на общую сумму 1 086 тыс. руб.

Вынесено 142 постановления о назначении наказаний в виде предупреждения.

В соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ, вынесено 30 постановлений о замене административных штрафов на предупреждения в отношении лесопользователей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Прекращены по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, 52 дела об административных правонарушениях.

По результатам прокурорских проверок отменены по протестам прокуратуры 9 постановлений.  

Соотношение рассмотренных административных дел по субъектному составу выглядит следующим образом: 

- В отношении физических лиц – 269 (53,2% от общего количества рассмотренных дел);

- В отношении юридических лиц – 133 (26,3% от общего количества рассмотренных дел);

- В отношении должностных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей – 102 (20,1% от общего количества рассмотренных дел). 

 

Федеральный государственный пожарный надзор в лесах

За пожароопасный сезон 2017 года на территории республики зарегистрировано всего 328 лесных пожаров.

Всего по настоящее время 2017 года по республике государственными лесными инспекторами проведено 1 295 патрульно-рейдовых мероприятий по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах на территории земель лесного фонда (за 2016 год – 1 112).

В ходе проведения надзорных мероприятий всего составлено 219 протоколов об административном правонарушении по фактам нарушения Правил пожарной безопасности в лесах (по статье 8.32 КоАП РФ), за 2016 год составлено 196 протоколов.

Привлечено к административной ответственности 242 лица с наложением штрафа на сумму 2 067,5 тыс. руб., за 2016 год привлечено 210 лиц на сумму 2 614,8 тыс. руб.

В ходе розыскных мероприятий органом дознания ГПН ФПС предварительно установлено 22 причастных лица к возникновению лесных пожаров; за 2016 год установлено 25 лиц. Зарегистрированы случаи возникновения лесных пожаров из-за аварий на линиях электропередачи, так лесные пожары в Усть-Алданском, Вилюйском, Олекминском районах возникли на линиях электропередачи, принадлежащих ПАО «Якутскэнерго», по причине их ненадлежащей эксплуатации. 

Возбуждено 1 уголовное дело в Усть-Алданском районе по части 2 статьи 261 УК РФ. 21 граждан привлечены к административной ответственности по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ.

Сумма причиненного ущерба по указанным лесным пожарам от уничтоженных огнем лесных насаждений в денежном выражении составила 70,5 тыс. руб., оплачено добровольно – 69,4 тыс. руб. 

Также в целях проведения работы по взысканию в судебном порядке затрат по тушению лесных пожаров, лесовосстановительным работам и очистке лесов от захламления подсчитывается фактический размер указанных затрат.

Федеральный государственный лесной надзор 

Всего по настоящее время 2017 года по республике государственными лесными инспекторами проведено 1 006 патрульно-рейдовых мероприятий по выявлению фактов незаконных рубок.

В результате проведенных надзорных мероприятий количество выявленных фактов незаконной рубки древесины составило 126 случаев (за 2016 год – 130), объем незаконно заготовленной древесины составил 6 318,89 куб.м. (за 2016 год – 10 824,82 куб.м.), размер причиненного ущерба составил 18 695,8 тыс. руб. (за 2016 год – 30 727,9 тыс. руб.) в том числе:

- неустановленными лицами 26 случаев (за 2016 год – 28), объем незаконно заготовленной древесины 1 468,4 куб.м. (за 2016 год – 1 003,9 куб.м.), сумма ущерба 4 820,4 тыс. руб. (за 2016 год – 4 197,8 тыс. руб.);

- направлено в правоохранительные органы материалов по 84 случаям (за 2016 год – 56), объем незаконно заготовленной древесины составил 6 176,5 куб.м. (за 2016 год – 10 474,5 куб.м.), сумма ущерба составил 18 616,5 тыс. рублей (за 2016 год – 29 880,8 тыс. руб.), из них:

- возбуждено 39 уголовных дел (за 2016 год – 30); 

- отказано в ВУД – 8 (за 2016 год – 5); 

- проводятся доследственные мероприятия – 25 (за 2016 год – 20);

Рассмотрены судами 13 уголовных дел по незаконным рубкам лесных насаждений (за 2016 год – 5), в отношении 11 лиц. К уголовной ответственности привлечено 7 человек (за 2016 год – 3).

По 4 возбужденным  уголовным делам постановлением районных судов  уголовные дела и уголовные преследования прекращены в связи с деятельным раскаянием и полной оплатой ущерба.

В результате проведенных надзорных мероприятий Департаментом привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ – 41 лиц (за 2016 год  – 65) на общую сумму 320 тыс. рублей (за 2016 год –  631 тыс. руб.), из них взыскано с 34-х лиц (за 2016 год – 37) на сумму 101,0 тыс. рублей (за 2016 год – 322 тыс. руб.).

Взыскано ущерба  по 50 случаям (за 2016 год - 73) на сумму 1 171,8 тыс. руб. (за 2016 год – 1 205,1 тыс. руб.).

 

Судебное оспаривание решений, действий (бездействия) должностных лиц лесной охраны.

Заинтересованные лица, в том числе лесопользователи, имеют право досудебного и судебного обжалования решений Департамента и лесничеств, а также действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих лесной надзор. Порядок обжалования во внесудебном порядке действий (бездействия) и решений регулируется Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Далее, в случае несогласия с результатами рассмотрения жалобы, заявитель имеет право обратиться в суд согласно Кодексу административного судопроизводства РФ или Арбитражному процессуальному кодексу РФ, в зависимости от предмета спора.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. И также могут быть поданы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.

Департамент в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора ведет системную работу по представлению своих интересов при пересмотре судами постановлений о назначении административных наказаний.

Из вынесенных в 2017 году Департаментом 504-и постановлений о назначении административных наказаний в судебном порядке обжалованы 27 постановлений, из которых по результатам пересмотра судами отменено 8 постановлений, из них 6 – с прекращением производства, 2 – возвращены на новое рассмотрение; оставлено без изменений – 13 постановлений; изменены - 2 постановления, на рассмотрении в судах первого и второго пересмотра находятся – 4 постановления.

Основными причинами отмены судами постановлений являются процессуальные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также, в 2017 году велась работа по взысканию в судебном порядке причиненного вреда лесам лесными пожарами 2016 года. В судебные органы подано 14 исков о взыскании с 24-х виновных лиц вреда лесам в размере 6 426,5 тыс. руб. Сумма удовлетворенных судом требований составила 2 898,6 тыс. руб., фактически взысканная сумма составляет 694,9 тыс. руб.

Больший размер общего вреда состоит из затрат по тушению лесного пожара, который согласно закону также включается в состав ущерба лесам.

При этом, суды в большинстве случаев уменьшают размер взыскиваемого вреда согласно статье 1083 ГК РФ с учетом имущественного положения и иных обстоятельств, характеризующих ответчика, в виду неудовлетворительного материального положения ответчика возмещение вреда носит затяжной характер, так по этим причинам органам службы судебных приставов приходится исполнять исполнительные листы в течение длительного времени, что выражается в виде существенной разницы между общим размером причиненного вреда и суммой фактического взыскания вреда.

 

Наиболее часто встречающиеся нарушения лесного законодательства, разъяснение обязательных требований лесного законодательства, в том числе изменений законодательства о контрольно-надзорной деятельности.

 

Правоприменительная практика Департамента показывает, что наиболее часто встречающимися нарушениями являются следующие: 

1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах. По настоящее время 2017 года по статье 8.32 КоАП РФ привлечено 219 лиц;

2. Нарушение правил использования лесов. Привлечено по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ - 128 лиц;

3. Незаконная рубка лесных насаждений. Привлечено по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ – 53 лица.

4. Самовольное занятие лесных участков. Привлечено по статье 7.9 КоАП РФ - 20 лиц.

5. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Привлечено по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ - 14 лиц.

Так, арендаторами лесных участков часто допускаются захламление лесных участков при эксплуатации, строительстве линейных объектов (ЛЭП, автомобильных дорог) порубочными остатками, разного рода отходами, нерасчистка просек линий электропередачи от кустарниковой растительности, необеспечение лесных участков средствами предупреждения лесных пожаров. Указанные нарушения существенно повышают риск возникновения лесных пожаров.

Также, повсеместно выявляются случаи использования лесов с нарушением условий договоров аренды, такие как, непредставление проектов освоения лесов, ведение работ на лесных участках без проектов освоения лесов, непредставление или несвоевременное представление лесных деклараций, отчетов об использовании и охране лесов; случаи невозврата лесных участков после истечения сроков аренды лесных участков, непринятие мер или несвоевременное принятие по продлению сроков договоров аренды.

Также, нередки случаи использования лесных участков без разрешительных документов, без заключения договоров аренды лесных участков или использование лесных участков после истечения сроков аренды, в том числе с вырубкой лесных насаждений. 

Все указанные требования содержатся в постановлении Правительства РФ от 30.06.2007 №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», в постановлении Правительства РФ от 20.05.2017 №607 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах», приказе Минприроды России от 13.09.2016 №474 «Об утверждении Правил заготовки древесины» в других, перечень которых размещен на сайте Департамента.

Изменения законодательства о контрольно-надзорной деятельности.

В целом по стране проводится масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности, согласно паспорту приоритетной программы, утвержденному президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Цель реформы - снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям, снижение административной нагрузки на организации и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, путем внедрения риск-ориентированного подхода при проведении контрольной деятельности. Разработан проект Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации».

Так, в 2017 году в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внесены ряд изменений, направленные в основном на защиту прав и интересов подконтрольных лиц. 

Так, Федеральным законом №277-ФЗ от 03.07.2016, с 01.01.2017 в Федеральный закон №294 внесены следующие изменения, касающиеся, в том числе лесного надзора:

- Закон дополнен статьей 8.2. об организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, об ежегодно утверждаемых программах, размещении на сайте НПА содержащих обязательные требования, работе по информированию юр.лиц и ИП по вопросам соблюдения обязательных требований, об изменениях в НПА, обобщении практики гос.контроля и размещении в сети интернет в рекомендациями, выдаче предостережений о недопустимости нарушений).

- Закон дополнен статьей 8.3. об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, к которым в числе других относятся плановые (рейдовые) осмотры. 

Так, пункт 5 статьи 8.3 предусматривает: «В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона».

Соответствующие изменения также внесены в пункт 1 статьи 9 по основаниям проведения внеплановой проверки, так указанный пункт статьи дополнен пп.2, согласно которому мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, является основанием для проведения внеплановой проверки.

- Статья 9 дополнена пп.11.1.-11.5. о контрольных вопросах, так положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов). 

Также, внесены изменения, касающиеся содержания приказа о проведении проверки (пункт 2 статьи 14), сроков уведомления о плановой проверке (теперь «за три дня», а не «в течение трех рабочих дней»).

- Статья 12 (выездная проверка) дополнена п.7, который устанавливает порядок действий должностного лица гос.контроля при фактическом отсутствии  проверяемого лица.

«В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя».

- пп.9 статьи 15 изменен, согласно которому, при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2016 №620 утверждена новая типовая форма приказа (распоряжения) о проведении проверки.

 

Итоги:

- Ежегодно надзорная деятельность Департамента главным образом направлена на предупреждение возникновения лесных пожаров по антропогенным факторам с начала пожароопасного сезона, в том числе путем контроля за деятельностью лесопользователей на лесных участках; а также на пресечение и выявление незаконных рубок на землях лесного фонда и случаев незаконного использования лесов.    

- Задачи на следующий год заключаются в повышении эффективности и результативности контрольных мероприятий в указанных направлениях, с усилением профилактических мероприятий, и соблюдение прав и интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.